Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.53.34.004
УДК: 372.881.161.1
ББК: Ч426.819=411.2,5
М. С. Выхрыстюк ORCID
Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Миронова ORCID
Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация

Введение. В статье представлена система приемов анализа жанрово-стилистических особенностей текста и обоснована ее эффективность в процессе проведения факультативных занятий по русскому языку у учащихся старшего школьного возраста.

Методы и приемы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования: синтез, анализ, сопоставление, также применены статистические методы в их элементарном виде; для обоснования выводов применены эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение.

Обсуждение. Познавательная деятельность в старшей школе имеет свои особенности: в отличие от учащихся среднего звена, которых интересует, что собой представляет то или иное явление, уча-

 

щиеся старшего школьного возраста стремятся составить свое мнение, разобраться во всех вопросах, проанализировать разные точки зрения относительно изучаемого вопроса и, в конечном счете, установить истину. Их привлекает не столько теория, сколько способы ее доказательства, путь к научному выводу и ход анализа. Ориентированность учебной деятельности на дальнейшую самостоятельную жизнь приводит к тому, что весь предлагаемый им материал учащиеся оценивают с точки его значимости, практического применения в будущем. В связи с этим одной из задач обучения становится развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Результаты. Внедрение в обучение учащихся старшего школьного возраста факультативного курса, в котором работа на занятии строится на базе анализа текстов разной стилевой и жанровой принадлежности, позволяет научить обучающихся ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою учебную деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. Формируется умение представлять информацию в различных формах и видах, самостоятельно подбирать и правильно применять лингвистический материал, использовать лексику в соответствии с ее стилистической маркированностью, а также продуцировать собственные тексты разной жанровой направленности, что в связи с изменениями в характере учебной деятельности является актуальным.

Заключение. Использование в обучении системы факультативных занятий по русскому языку позволяет повысить у учащихся старшего школьного возраста уровень сформированности умений анализа жанрово-стилистических особенностей текста.

Ключевые слова

факультативные занятия, русский язык, текст, жанрово-стилистические особенности, факультативные занятия

Основные положения

– изучены и описаны приемы обучения анализу жанрово-стилистических особенностей текстов разных функциональных стилей;

 

– проведено научное обобщение опыта обучения стилистическому анализу на факультативных занятиях по русскому языку в средней школе;

– представлена апробированная практика по развитию критического мышления у учащихся старшего возраста.

Цитировать публикацию

Выхрыстюк, М. С.  ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [Текст] / М. С. Выхрыстюк, А. А. Миронова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 49-64. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.53.34.004.

Библиографический список

1. Выхрыстюк М. С. Нравственная основа пословиц о доме, быте, семейном укладе, включающих в свой состав личные имена // Успехи современной науки и образования. 2017. Том. 3. № 4. С. 88.

2. Кучина Т. Г. Методы и приемы аналитической работы с произведениями современной русской поэзии в старших классах // Филологический класс. 2019. № 1 (55). С. 108–113. DOI: 10.26170/FK19-01-16 (Wos).

3. Овчинникова М. Н. От внеклассного чтения — к сочинению: из опыта работы над повестью Н. Никонова «След рыси» в 11 классе // Филологический класс. 2018. № 2 (52). С. 125–128. DOI: 10.26710/fk18-02-20.

4. Устинова Т. В. Развитие лингвокреативного мышления школьников средствами смыслового чтения поэтического текста, содержащего окказионализ-мы // Филологический класс. 2018. № 3 (53). С. 85–91. DOI: 10.26710/fk18-03-13.

 

5. Будаев Э. В. Методические инновации в педагогической метафорологии // Филологический класс. 2018. № 2 (52). С. 88–94. DOI: 10.26710/fk18-02-15.

6. Адаева О. Б. Упражнения, реализующие идеографический подход к изучению родного языка // Филологический класс. 2018. № 3 (53). С. 92–99. DOI: 10.26710/fk18-03-14 .

7. Пахнова Т. М. Комплексная работа с текстом в старших классах // Русский язык в школе. 1997. № 2. С. 30–35.

8. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М. : Наука, 1976. – 383 с.

9. Пронина О. А. Ситуация местонахождения и средства ее выражения в предложении // Идеографические аспекты русской грамматики / под ред. В. А. Белошапковой и И. Г. Милославского. М. : Изд-во МГУ, 1988. – С. 95–106.

10. Огнева Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. М. : Эдитус, 2013. – 282 с.